Скорая помощь или неотложка. Что вызывать?

Довольно давно в лечебных учреждениях Украины разделили скорую и неотложную помощь. Станция скорой помощи является структурой центра экстренной помощи и отделена от других учреждений. Отделение неотложки является структурным подразделением центров первично медико-санитарной помощи (ПМСП). То есть, относится к поликлинике.

В любом случае при экстренных ситуациях, нужно звонить по единому телефону системы экстренной помощи 112 или по телефону 103. Диспетчер выслушивает информацию о сложившейся ситуации и принимает решение о том, куда нужно передать вызов: на «неотложку»,  для посещения участковым врачом в плановом порядке либо передает вызов бригаде скорой медицинской помощи.

В каких случаях к «вызывающему» прибудет экстренная медицинская помощь? Все случаи четко оговорены в правилах вызова скорой медицинской помощи, согласно приказа МОЗ Украины от 01 июня 2009 года №370.(наказ)

Вызов скорой будет только в следующих случаях:

  1. Внезапное нарушение дыхания.
  2. Судороги.
  3. Внезапная острая боль в грудной клетке, животе, пояснице.
  4. Потеря сознания.
  5. Аритмия.
  6. Головная боль, которая сопровождается тошнотой и нарушением сознания.
  7. Внезапное нарушение речи, слабость в руках или ногах.
  8. Комы при сахарном диабете.
  9. Гипертермический синдром (резкое повышение температуры до 40 )
  10. Наружное кровотечение различного происхождения, рвота кровью.
  11. Аллергические реакции по типу анафилактического шока любого происхождения.
  12. Нарушение течения беременности (преждевременные роды, кровотечение).
  13. Все виды травм.
  14. Укусы пауков, зверей, змей.
  15. Чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера.
  16. Несчастные случаи вследствие действия электрического тока, дыма, ДТП, огня, молнии.
  17. Переохлаждение, тепловой удар.
  18. Все виды асфиксии (инородное тело, утопление, удушение).
  19. Острые психиатрические отклонения (с угрозой   жизни себе или окружающим).
  20. Последствия криминального нападения.

Таким образом мы видим, что список исчерпывающий и описывает лишь состояния угрожающие жизни пациента.

В вызове скорой диспетчер может отказать в вызове бригады: это может произойти, когда больной уже находится на лечении у семейного врача и ситуация не угрожает жизни, для выдачи справок и больничных листов, выполнения назначений. На этом основании диспетчер может отказать в вызове. При этом оформляется отказ, и даются рекомендации по дальнейшим действиям вызывающему лицу.

Диспетчер также имеет законное право передать вызова для службы неотложной медицинской помощи. Неэкстренные ситуации — это прерогатива «неотложек». К ним относят:

  1. Повышение температуры с проявлениями респираторного заболевания.
  2. Повышение АД до некритических цифр.
  3. Обострение хронических болезней.
  4. Болевой синдром у онкобольных, при болезнях суставов.
  5. Опьянение различного происхождения, абстиненция.

Как быстро должна приезжать «скорая»?

На основании Постановления КМ Украины от 21 ноября 2012 года №1119 существуют «Нормативы прибытия бригад экстренной помощи». В сельской местности время прибытия составляет 20 минут, по городу – 20 минут с того времени, когда поступил вызов. Эти нормативы могут быть превышать установленное время на 10 минут, ведь нужно учитывать погодные условия, состояние дорог, сезонные особенности и эпидемическую ситуацию.

При оказании неотложной помощи пациенту «неотложка» может прибыть в течение часа. Не во всех населенных пунктах есть отделения неотложной помощи, поэтому часто ее функции на себя берет станция скорой помощи. Все частные бригады клиник «Борис», «Медиком», «Дитина»   имеют статус неотложной медицинской помощи.

Как правильно вызывать скорую?

В первую очередь нужно ответить на все уточняющие вопросы диспетчера, правильно назвать адрес вызова. Желательно сразу назвать свои данные и номер телефона. Если это родственники и вы знаете их диагнозы, медицинские препараты постоянного применения.  Это все очень важно.  Чем точнее вы сможете описать ситуацию, тем более точно диспетчер сможет понят какую бригаду к вам отправлять. При необходимости постараться встретить машину с бригадой. От этого зависит, насколько быстро будет оказана помощь.

Нужно отметить, что в некоторых ситуациях медицинская помощь оказывается с риском для здоровья самих медиков. Домашние животные не всегда рады чужим посетителям и желательно их закрыть в другой комнате. Требуется помощь милиции в случае состояния агрессии у пациентов, при алкогольном или наркотическом опьянении, психическом возбуждении.

Вызывайте скорую помощь только в тех случаях, когда она действительно нужна. Пока бригада находится в поиске нужной улицы, тратит время, обслуживая «неотложный» вызов, который мог бы подождать, где-то ждет человек, спасение жизни которого исчисляется в минутах!

Когда звонить в «неотложку»: любые другие ухудшения состояния или обострения у хронических больных – забота «неотложек». Эти службы работают без выходных, круглосуточно.

Что делать, если человек работает в ночную смену, вечером ощутил недомогание, а в поликлинику идти поздно? Тоже звонить в «неотложку». Правда, у этих служб бывают перебои с транспортом, они не обязаны, как «скорая», приезжать в течение пятнадцати минут. По круглосуточному телефону 15-83 (для Киева) проконсультируют, как можно помочь больному, ожидая бригаду.

Некоторые люди, страдающие от астмы, гипертонии, стенокардии, артритов и других хронических недугов, по несколько раз в неделю вызывают домой службу «103». Хотя, по словам медиков, приступов у них было бы намного меньше, если бы вовремя обращались в поликлинику к профильному врачу, который должен расписать долгосрочную схему лечения.

Наивно ожидать, что врач «скорой» разберется в причинах болезни. Назначать лечение, выписывать препараты он не имеет права. Его интересует не болезнь в целом, а конкретный острый приступ. К тому же, чаще всего на вызовы приезжают фельдшеры. Так принято во всей Европе. В Лондоне, например, врачи есть в составе лишь 12 бригад, а в Париже – восьми. В остальных случаях работает медперсонал- парамедики, обученный помогать именно в экстренных случаях.

Для срочной помощи и лекарства используются более сильнодействующие. Есть ли смысл лишний раз подвергаться их воздействию, если можно регулярно принимать современные препараты, которые позволяют избегать обострений?

И так повторю основной алгоритм действий:

  1. Если ситуация экстренная и может привести к летальным исходам – вызов «скорой»
  2. Если же нет- это неотложка. Запаситесь телефонами детской и взрослой неотложки заранее.
  3. Как можно четче и без паники озвучьте всю ситуацию диспетчеру. Если не можете понять, что и как просто отвечайте на вопросы.
  4. Выполняйте инструкции диспетчера. Иногда достаточно их совета и ситуация уже становиться не совсем критической.
  5. Как можно четче объясните, как к вам доехать, особенно если знаете сложности заездом или поиском адресов

Leave a Comment

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *